Зарубежный опыт проектов ПЧП и государственное регулирование экономики

Индустриальная система действительно неразрывно связана с государством. Развитая корпорация в важнейших отношениях является орудием государства. А в важных делах государство выступает как орудие индустриальной системы. Совершенно иначе трактует этот вопрос общепринятая теория. Последняя предполагает и утверждает, что между государством и частным деловым предприятием имеется четкая граница. Положение этой границы — что именно отведено государству и что предоставлено частному предприятию — говорит о том, является ли данное общество социалистическим или не социалистическим.

Это самое важное. Как либералы, так и консерваторы считают аномалией любой союз между государственными и частными организациями. Для либерала это означает, что государственная власть используется частными лицами для извлечения выгод и наживы. Для консерватора это означает, что высокие прерогативы частной собственности утрачиваются последней и переходят к государству. На деле же в индустриальной системе граница между частной и государственной сферами компетенции неразличима и в значительной степени условна, а ненавистный союз между государственными и частными организациями нормален. Стоит только осознать эту истину, и становятся понятными основные тенденции американской экономики и американской политической жизни. 

ПЧП в экономически развитых странах, рассматривается как стабильная форма долгосрочного инвестирования крупных проектов при обязательном условии юридически правильного оформления, а следовательно. гарантированной государством надежности выполнения всех договорных условий и отношений. Данные проекты все активнее привлекают к себе интерес инвесторов, так как степень риска от участия значительно ниже по сравнению с проектами частного финансирования.


Рассмотрим зарубежный опыт использования принципов ПЧП:

Так, в Республике Казахстан, экономика которой тождественна российской, вследствие схожих условий, инвестиционный фонд утвержденный Законом Республики [1], не занимается гарантийной и прочей государственной поддержкой инфраструктурных инвестиционных проектов; в его компетенцию входит инвестирование в организации, осуществляющие проекты в индустриально-инновационной сфере, а также проводимые в этой сфере исследования.

Национальная поддержка инвестиций закреплена в Законе «Об инвестициях»[2]. К очевидным минусам Закона юристы относят отсутствие того, что некоторые операции инвестиционного характера могут не подпадать под действие Закона. Закон предоставляет инвесторам ряд гарантий, в частности, на возмещение вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, свободного вывоза дохода от объекта инвестиций после уплаты налогов. Инвестиционный проект –трактуется в Законе лишь как частное проявление инвестиционной деятельности и не обеспечивается особой системой гарантирования.

Очевидно, из-за того, что в инвестиционном законодательстве Казахстана не содержалось каких-либо специальных условий, способствующих реализации инвестиционных проектов, основным инструментом ПЧП в сфере проектного финансирования рассматривается концессия. Запустить на практике концессионные механизмы предполагалось еще в 1995 г., когда на казахстанском рынке появилась крупная бельгийская компания «Tractebel».

Начав свою деятельность в сфере электроэнергетики, в феврале 1997г. компания выиграла тендер на управление национальной газотранспортной сетью, в котором также участвовали зарубежные компании. Реализация концессии позволяла модернизировать газотранспортную инфраструктуру Казахстана и решить проблемы, связанные с перебоями в подаче газа в отдельные регионы страны. В результате «Tractebel» получила право модернизации и эксплуатации в течение 20 лет проходящего через Казахстан участка трубопровода "Средняя Азия - Центр", соединяющего Узбекистан и Алма-Ату с Бишкеком. По условиям концессионного договора бельгийская компания обязалась инвестировать в модернизацию трубопроводов 600 млн долл. США, перечислить казахстанскому правительству разовый бонус в 30 млн долл. США, роялти в размере 2 % от стоимости перекачиваемого газа и от 10 до 40% прибыли от эксплуатации газопроводов.

В результате объемы транспортировки газа опустились до уровня ниже критического, перебои с подачей газа участились, а объем инвестиций в инфраструктуру оказался не соответствующим ранее достигнутым договоренностям. В 2000г. бельгийская компания вышла из проекта по формальной причине отсутствия государственного разрешения повысить тарифы адекватно девальвации курса тенге в 1999 г. Этот уход оказался накладным для Казахстана, поскольку за досрочное расторжение контракта пришлось платить неустойку.

Закон «О концессиях» был принят парламентом Казахстана в июле 2006г. Получился рамочный документ, который допускал свободное толкование многих норм.[3] До конца 2006 г. было принято семь подзаконных актов, регулирующих положения закона, тем не менее кардинально ситуацию они не изменили.

4 июля 2013 года был принят закон N 131-V ЗРК [4], который внес изменения и дополнения Кодекс об административных правонарушениях, в Гражданский, Бюджетный, Налоговый и Водный кодексы, а также в законы «О естественных монополиях и регулируемых рынках» [5], «Об инвестициях»[6], «О государственном имуществе»[7] и «О концессиях».

Интерес вызывает опыт реализации инвестиционной политики и управления в этой сфере в Финляндии, последние несколько лет в первой тройке по индексу конкурентоспособности[8].

В настоящее время действует достаточно гибкая система управления в сфере стимулирования технологического прогресса. Ее координатором является Министерство торговли и промышленности Финляндии.

Центр технологического развития является независимым оператором национальных экономических программ. Свою деятельность он осуществляет в сотрудничестве с Академией наук Финляндии. Реализацию программ Центра обеспечивают Национальный фонд исследований и развития, Агентство экспортного кредита, Ассоциация интернационализации услуг и инвестирования Финляндии.

На региональном уровне управление программами осуществляют Центры занятости и экономического развития. Основной инструмент технологической политики - программы, направленные на содействие разработке новых технологий и развитию определенных отраслей промышленности. В процессе их создания участвуют частные компании и исследовательские учреждения. Их представители принимают участие в заседаниях рабочих групп и открытых семинарах.

Управление в рамках каждой технологической программы осуществляют менеджерская группа и координатор программы, представитель Центра технологического развития. Срок реализации программы - от трех до пяти лет. Объем финансирования колеблется от 20 до 150 млн. евро. Центр технологического развития обычно финансирует около 50% требуемых финансовых средств. Остальные средства предоставляют частные компании. К осуществлению программ привлекаются многие мелкие и средние компании.


В Великобритании при правительстве М.Тетчер, благодаря активной распродаже муниципальных домов более миллиона граждан выкупили свои квартиры с дисконтом - до 60% от реальной стоимости жилья.

Центральным органом планирования, сбора и обработки информации, получаемой от промышленных и торгующий организаций был Национальный совет экономического развития (НСЭР). А также 11 региональных и 24 отраслевых советов. По своему юридическому статусу они представляли собой частно-государственные органы. Организовывались в форме комитетов совещательного типа с трехсторонним участием представителей правительства, объединений предпринимателей и профсоюзов. С целью технического обеспечения, им были переданы офисы со штатами государственных служащих, транспорт.

Работа всей системы рекомендательного планирования была организована следующим образом: в НСЭР определялись и разрабатывались главные экономические, технологические и другие приоритеты, а министерства экономики и финансов осуществляли детальные расчеты уже согласованных программ и разрабатывали систему мер по их выполнению.

О роли НСЭР говорит тот факт, что в 50-70х гг. прошлого века, каждому решению правительства в сфере экономики предшествовало совещание в НСЭР, где это решение предварительно обсуждали и оценивали эксперты. Кабинет министров принимал окончательные решения только на основе рекомендаций такого совещания. Отраслевые советы (24) занимались разработкой и согласованием программ развития отраслей производства, а также обеспечением их выполнения. Они консолидировали информацию, изучали и распространяли опыт управления, планирования, внедрение новой технологии производства, проводили работу по повышению квалификации. Главное внимание при этом уделялось улучшению экспортных возможностей соответствующих отраслей промышленности.

Региональные советы экономического развития (11) разрабатывали конкретные проекты для экономических регионов страны, увязывали их с общенациональными и отраслевыми программами, оценивали потребности в сырьевых, финансовых технологических и трудовых ресурсов.


В США государственное регулирование экономики было сосредоточено на сферах военного производства, инфраструктура, содействие науки и техники.

Крупные транспортные проекты имеют хорошую прямую и косвенную доходность. В связи с тем, что производственные и финансовые ресурсы ограничены, возникают новые организационные формы реализации инвестиционных проектов, благодаря которым заинтересованные стороны на долевой основе, могут участвовать в финансировании конкретных проектов.

Заинтересованные стороны могут быть: местные жители, предприятия действующие в зоне проекта, пользователи проекта, владельцы отведенной под проект земли, органы местной власти, продавцы, подрядчики.

Беспрепятственность поступления частных инвестиций обеспечивается на государственном уровне, например в федеральной политики в области транспорта.

Основными направлениями транспортной политики является:

  • Минимум правовых ограничений на участие физических и юридических лиц во владении, финансировании, строительстве, техническом обслуживании и управлении транспортных средств и служб;
  • Поощрение органов власти на местах, с целью снятия там ограничений на пути частных инвестиций;
  • Поощрение совместных действий государственных и частных организаций, направленных на финансирования транспортных проектов.
  • Американская ассоциация дорожно-транспортных строителей (ARTBA), разработала рекомендации по принципам привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты, наиболее важные из них:
  • В проектах, осуществляемых при участии совместных государственно-частных предприятий, штаты должны иметь право входить в договорные отношения с частными фирмами для финансирования, разработки, строительства и/или эксплуатации таких объектов.
  • Если привлекаются государственные средства, то совместные предприятия организуются при участии государственных транспортных организаций федерального уровня и уровня штата, при соблюдении всех законов, в том числе открытом конкурсе.
  • Федеральные средства в размере до 35% от стоимости строительства и/или реконструкции могут быть вложены в деятельность совместного предприятия. Штатам следует разрешить, по своему усмотрению, дополнять средствами штата, местными или частными инвестициями.
  • Частным фирмам, участвующим в совместных предприятиях ПЧП, следует обеспечить доступ к рынку облигаций, доход от которых не облагается налогом, и ускоренному начислению амортизации.
  • Там, где это уместно, частным транспортным объектам следует разрешить бесплатное использование воздушного пространства и землеотвода, финансируемых их федерального бюджета.

В США очень сильно варьируется законодательство по ПЧП. Но за 15 лет практики, они пришли к выводу о том, что это - не продуктивный метод, когда инвесторы и штаты создают свои законы. Они сделали свой модельный американский закон о ПЧП, который сейчас является одним из наиболее продвинутых модельных законов. Многие штаты его принимают таким, какой он есть, с минимальными правками.


Китай на сегодняшний день является рекордсменом по темпам и объемам строительства автодорог, - только в этом году здесь планируется соорудить не менее 5000 км скоростных шоссе; за прошлый год было построено 4460 км. По данным китайского министерства транспорта, к 2020 году в стране должно быть построено дополнительно 85 000 км автотрасс, из них 24 000 км - в 2006-2010 гг.: (в России совокупная протяженность аналогичных дорог - федеральных трасс - составляет сейчас 47 100 км). Дороги строится на частные средства: китайский минтранс надеется до 2020 года привлечь в дорожное строительство $242 млрд с мировых финансовых рынков и от частных инвесторов в самой стране.

В Индии, согласно нынешнему пятилетнему плану, в инфраструктуру страны должно быть вложено $320 млрд, в том числе порядка $220 млрд в дорожное строительство. 75% этой суммы будет привлечено за счет частно-государственного партнерства.


Канадские специалисты из Министерства по муниципальным делам сформулировали условия, при которых создание публично-частных партнерств путем объединения активов и управленческих навыков может быть эффективно:

  • Проект не может быть реализован только за счет финансирования и профессиональной компетенции местных органов власти;
  • С участием частного партнера качество или уровень услуг бвыше, чем в случае, если местные органы власти предоставляли бы их самостоятельно;
  • Участие частного партнера позволит сократить сроки реализации проекта;
  • Пользователи услуг являются сторонниками привлечения частного партнера;
  • Существует возможность конкуренции между частными партнерами;
  • Нет нормативных или законодательных запретов на привлечение частного партнера для обеспечения услуг или осуществление проекта в данной сфере;
  • Результаты деятельности легко измерить и оценить;
  • Затраты на реализацию проекта или работ могут быть покрыты через установление оплаты потребителем;
  • Проект или работы позволяют активизировать инновационный процесс;
  • Имеется положительный опыт партнерств между местными органами власти и частным сектором.

Если не выполняется ни одно из условий, ПЧП не следует использовать.

В Канаде, есть федеральный закон о публично-частном партнерстве, и есть параллельно существующие законы отдельных провинций. При этом основные вопросы решены на уровне федерального закона, а детальные – тем, кто в провинции отвечает за этот вопрос.


В Германии, так же, как и у нас, много полномочий на уровне самой Германии и меньше полномочий на уровне субъектов. Там есть один закон федеральный, а на региональном уровне нет актов, которые этой теме посвящены. Многое они регулируют за счет местного гражданского законодательства, но есть общий принципиальный закон на уровне федерации.

Развитию публично-частного партнерства могут существенно мешать многочисленные административно-правовые барьеры. Поэтому в большинстве стран нормы законодательства периодически подвергаются ревизиям с тем, чтобы с одной стороны, «освободить» путь инвесторов от излишнего государственного «давления», с другой – контролировать процессы, способствующие развитию публично-частного партнерства. Административное регулирование необходимо, но оно должно ограничиваться только тем необходимым минимумом, который обеспечивает защиту интересов государства и общества.

Решая эту задачу, правительства многих зарубежных государств, предприняли следующие меры по упрощению административных процедур и правил:

  • Внедрение принципа «одного окна» для регистрации новых предприятий и решения текущих проблем их деятельности;
  • Сокращение процедуры лицензирования и согласования;
  • Содействие малым и средним предприятиям в соблюдении установленных административных правил (исследования показывают, что в малых и средних предприятиях финансовое бремя по исполнению административных процедур в пропорции к численности занятых работников примерно в пять раз выше, чем для крупных предприятий).
  • Создание механизмов оценки существующих административных барьеров и ограничений;
  • Структурные и функциональные изменения, обеспечивающие повышение эффективности административного регулирования;
  • Внедрение информационных технологий, обеспечивающих доступность информации о правовом регулировании и деятельности административных органов.

В Корее экономия государственных средств от внедрения интернет-технологий составляет около 100 млн. долл. в год. Благодаря этому достигается существенная экономия времени и средств инвесторов. По Интернету направляются отчеты, справки, иные документы, которые инвесторы должны представлять регулирующим либо контролирующим органам. В основном, указанные задачи решались комплексно.

В законодательстве многих европейских государств заложена основа для того, чтобы частный инвестор мог проявить частную финансовую инициативу.

Соответственно, финансирование в полном объеме осуществляется за счет частных инвесторов, а государство, в лице органов власти только оказывает содействие в реализации проекта, корректируя, если это необходимо условия проекта, обязательно по согласованию с теми, кто финансирует реализацию.


Примеры «гарантийных механизмов» в проектном финансировании

В проектах ПЧП (обязательства государства) В случаях проектного финансирования (без участия государства)
Гарантии минимальной выручки Корпоративные гарантии
Гарантии неизменности тарифного регулирования Страхование рисков
Долгосрочные договоры на поставку продукции Долгосрочные договоры на поставку продукции
Гарантии обеспечения интенсивности эксплуатации Гарантии экспортно-импортных агентств

Главное, на что делается акцент в зарубежном законодательстве – это создание правовых условий, позволяющих осуществлять управление инвестиционной политикой, реализуемой на условиях ПЧП.

Анализ показывает, что те страны, где у регионов полномочий даже больше, чем у наших субъектов федерации, - все равно создаются общие модельные законы, которые помогают инвесторам и субъектам на что-то ориентироваться, равняться и координировать свои правотворческие полномочия.

Вопрос о ПЧП в Российской Федерации, должен быть направлен не только на изучение накопленного в данной сфере опыта Зарубежных стран, но в первую очередь на его обобщения и использования в разработке методологических подходах и рекомендаций как для частного предпринимательства, так и для государственного сектора.


[1]Закон Республики Казахстан N 575-2от 06.07.2004 «Об Инвестиционном фонде Казахстана»

[2] Закон Республики Казахстан № 373-II от 8 января 2003 года «Об инвестициях»

[3] Закон Республики Казахстан № 167-III от 07.07 2006«О концессиях»

[4] Закон Республики Казахстан N 131-V ЗРК от 04.07.2013 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новых видов государственно-частного партнерства и расширения сфер их применения»

[5] Закон Республики Казахстан № 272-I от 09.07.1998 «О естественных монополиях и регулируемых рынках»

[6 ]Закон Республики Казахстан № 373-II от 08.01 2003 «Об инвестициях»

[7] Закон Республики Казахстан № 413-IV от 01.03.2011 «О государственном имуществе»

[8] URL: http://www.weforum.org/issues/global-competitivene...

зарубежный опыт использования принципов ГЧП ГЧП в Казахстане ГЧП в Финляндии Центр технологического развития ГЧП в Англии ГЧП в Великобритании Национальный совет экономического развития НСЭР ГЧП в США ГЧП в КИтае Государственно-частное партнерство в Китае ГЧП в Индии ГЧП в Канаде ГЧП в Германии ГЧП в Корее Примеры «гарантийных механизмов» в проектном финансировании частно-государственного партнерства

Просмотров: 646

ПАРТНЕРЫ

Контакты

Вы можете связаться с нами при помощи телефона, Email, или через форму связи сайта.
Адрес г. Москва ул.Малахитовая 27
Телефон +7 495 662 96 80
Email info@regper.ru
ФОРМА СВЯЗИ
ПЕРЕЙТИ

МЫ В СОЦСЕТЯХ