Совершенствование нормативно-правовой базы с целью улучшения инвестиционного климата и развития проектов ГЧП

По оценкам экспертов, для развития механизмов публично-частного партнерства в России требуется развитие и дополнение правового регулирования.В действующем российском законодательстве содержится большое количество правовых препятствий для инвестирования в инфраструктурные проекты, отсутствие федерального закона о ПЧП.

Принятие ФЗ о публично-частном (или государственно-частном) партнерстве эксперты обосновывают следующими общими преимуществами:

  • Более высокое качество проработки по сравнению с региональным законодательством.
  • Сокращение расходов на создание закона и поправок к нему.
  • Сокращение расходов на понимание, оценку рисков.
  • Единообразное применение положений о ПЧП.
  • Определенность относительно статуса закона о ПЧП.

Выстраивание будущей стратегии привлечения международного капитала, сталкивается с очевидным вопросом. Это – расходы инвесторов на понимание и на оценку рисков, которые они встретят, инвестировав в данную страну и в данную юрисдикцию.

В случае создания регионального законодательства,неминуемо создаются дополнительные риски.Всегда есть возможность того, что региональный закон будет противоречить федеральному регулированию.В этом смысле, у нас по Конституции федеральное законодательство имеет приоритет над региональным, и мы создаем для инвестора риск неопределенности.

Например, одна из наиболее привлекательных форм для бизнеса это получение земельных участков под реализацию инвестиционных проектов. Когда вы не участвуете в аукционах – в торгах, которые присущи для получения участка. Вы получаете право на реализацию проекта, исходя из требований данного инвестиционного проекта. Если хороший проект, вы получаете государственную поддержку и получаете площадку. Такая форма принята в Санкт-Петербурге, и она регламентирована там в качестве отдельной нормы, - когда Санкт-Петербург имеет возможность предоставить инвестору, выигравшему тендер, земельный участок. При этом все это делается в рамках одного конкурса – конкурс на выбор инвестора, одновременно это является конкурсом на право заключения аренды.

Насколько это соотносится с федеральным законодательством, в частности с постановлением правительства РФ, регламентирующим порядок вовлечения земельных участков в оборот, - остается под большим вопросом. Поэтому после принятия федерального закона с точки зрения риска противоречия регионального закона федеральному законодательству снимается.

Еще вопрос по рискам - у нас не отработан вопрос судебной защиты по региональным законам. Поскольку их мало и по ним небольшая судебная практика, то в случае большого судебного разбирательства не известно, как районный суд примет решение. Если все 83 субъекта разом начнут судиться, то из чего будет исходить вышестоящая инстанция, и региональная судебная система.

В Конституции сказано, что нам нужно единство экономического пространства, где экономическая деятельность регионов может рассчитывать на понимание единообразных правил ведения бизнеса.

Также, необходимо либо системно менять земельное законодательство, в принципе, либо принимать некие изъятия. Потому что земельное законодательство построено на ограничении оборота земли. Каждый раз на уровне федерального закона для отдельных отраслей или отдельных организаций эти системные запреты расшиваются.Это сделано по Сочи, сделано для ГК «Российские автомобильные дороги».В одном случае под территорию, в другом случае под субъект.

Когда готовится ПЧП-проект, то речь идет о том, что интересно его финансирование из разных источников, - тогда синергия достигается. Использовать бюджетное и имущественное законодательство. Бюджетное законодательство делится на две части – прямые деньги и госдолг под государственные гарантии. Мы наталкиваемся на то, что федеральным законом для всех этих форм и участников установлены ограничения: и у государственных корпораций, и у акционерных обществ, созданных с государственным участием, - всегда существует конкурсная процедура. Под каждую формулу есть свой конкурс.

Синхронизировать конкурс на землю с субсидиями государственной гарантии, не получается, потому что принципиально разные конкурсы, принципиально разные процедуры, принципиально разные системы оценки. Причем, региональные власти принимает очень интересное решение: Да, для предоставления прямых государственных денег в форме субсидий для строительства объектов все хорошо; а для государственных гарантий - экономика не подходит.Предмет один, проект один, субъект принимающий решение о предоставлении мер поддержки,- тоже один. Но в одном случае он говорит, что все хорошо, а в другом случае – все плохо.

Соответственно, необходим единый, федеральный закон о ПЧП. Принципиально важной задачей является привлечение частных инвестиций в сектора, за которые традиционно отвечает государство.Поэтому главный вопрос - каким образом этот закон позволит обеспечить привлечение этих инвестиций. Данный закон должен внести изменения еще в ряд законов, и дать соответствующие поручения публично-правовому образованию более низкого уровня.


Местное самоуправление

Основная задача региональных проектов ГЧП – это улучшение социально-экономического положения населения, проживающего на определенной территории. Люди инициирующие нововведения, обращаются к публичной власти с предложением организации проекта ПЧП, однако права их сегодняшними законами ущемлены.

Человек (народ) в нашей стране, есть высшая ценность, носитель суверенитета, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданский кодекс РФ говорит, что судьбу вещи определяет собственник. Население, как законный по Конституции собственник имущества муниципального образования, несправедливо обделено законодателем.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Права собственника в отношении имущества,входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Можно сделать вывод, что изначально, все имущество местного самоуправления, посредством реализации форм прямой демократии принадлежало населению.

В 2003 году был принят закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где в статье 50 «Муниципальное имущество» сказано, что муниципальное имущество может быть: в собственности муниципального образования, в собственности поселения, в собственности муниципального района, в собственности городского округа.

Имущество должно соответствовать определенным в законе назначениям. Список требований закрытый. Что не соответствует – должно быть перепрофилировано либо отчуждено.

Статья 51: Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом… вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ… отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Решение вопроса об оптимальной структуре формирования проектов ПЧП, должно быть с учетом пересмотра прав граждан, проживающих на территории, где в перспективе планируется проект.



Совершенствование нормативно-правовой базы улучшение инвестиционного климата единство экономического пространства Местное самоуправление

Просмотров: 441

ПАРТНЕРЫ

Контакты

Вы можете связаться с нами при помощи телефона, Email, или через форму связи сайта.
Адрес г. Москва ул.Малахитовая 27
Телефон +7 495 662 96 80
Email info@regper.ru
ФОРМА СВЯЗИ
ПЕРЕЙТИ

МЫ В СОЦСЕТЯХ