Практика реализации проектов ПЧП в Российской Федерации

В действующей нормативно-правовой базе Российской Федерации понятия «публично-частное партнерство», «государственно-частное партнерство», «механизм государственно-частного партнерства», «партнерство государства с бизнес-сообществом», «частно-государственные формы финансирования» - на сегодняшний день не являются юридическими терминами. При этом в законодательстве не определены ни принципы, ни цели, ни задачи такого вида партнерства.

Например, Указом Президента РФ N 1283 «О передаче в собственность г. Санкт-Петербурга находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Аэропорт «Пулково» а также, в целях повышения эффективности использования федерального имущества были переданы в собственность г. Санкт-Петербурга находящиеся в федеральной собственности 100 процентов акций ОАО «Аэропорт «Пулково».

Причиной такой передачи в Указе, сказано: для привлечения правительством Санкт-Петербурга на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 30 млрд. рублей в комплексную реконструкцию и модернизацию объектов авиатранспортной инфраструктуры аэропорта, в расчете на увеличение пассажиропотока к 2025 году до 22 млн.пассажиров. В данном случае непонятно, почему федеральное имущество не могло быть передано на этих условиях частному бизнесу и потребовалось передавать его на уровень субъектов Российской Федерации.

В некоторых случаях, правовыми актами Правительства РФ в законодательство вводятся условия, которые увеличивают сроки прохождения согласования различного рода проектов, которые могли бы реализовываться в рамках ПЧП, т.е. процедуры прохождения фактически забюрокрачиваются.

Необходимо отметить, что отсутствие в российском законодательстве ясности с содержанием понятия ПЧП позволяет Правительству РФ таким образом использовать это понятие в своих правовых актах, что не всегда ясно, о чем идет речь, поскольку то используется термин «частно-государственное партнерство», то «государственно-частное партнерство». Более того, в правовых актах Правительства РФ то утверждается, что принципы и механизм государственно-частного партнерства есть, то их необходимо сформировать или совершенствовать.

Например, в ФЦП «Юг России (2008 - 2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ указывается, что Программа формируется на основе, в том числе,принципа развития механизмов ГЧП при реализации инфраструктурных проектов. В рамках Программы будут реализованы значимые капиталоемкие проекты, увязанные с задачами развития ГЧП и преимущественно направленные на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса и социальной сферы.

При этом в первый раздел Программы включены мероприятия, направленные, как утверждается в Программе, на устранение инфраструктурных ограничений развития экономики на принципах ГЧП.При этом неясно, каким образом снятие инфраструктурных ограничений экономического роста, при низком уровне обеспеченности инженерной инфраструктурой, позволит, как указано в Программе, в расчете на 1 рубль, выделенный из федерального бюджета, привлечь в экономику региона около 8 рублей частных инвестиций.

На реализацию мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений развития экономики Программой предусматривается выделить 51,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,6 млрд. рублей, средств бюджетов республик, входящих в состав Южного федерального округа, - 1,5 млрд. рублей, внебюджетных источников - 44,8 млрд. рублей. Привлечение внебюджетных инвестиций, как указывается в Программе, может обеспечиваться путем реализации механизмов государственно-частного партнерства, поскольку, по мнению разработчиков Программы, базовым принципом привлечения внебюджетных инвестиций является четкое разделение инвестиционных проектов на две составляющие - строительство объектов производственной и туристско-рекреационной сфер, осуществляемое за счет средств частных инвесторов, и создание обеспечивающих эти объекты инженерной и социальной инфраструктур.

Предполагаем, что речь идет о том, что частным инвесторам, участвующим в реализации названной Программы просто будут создаваться определенные привлекательные условия, о чем в Программе прямо не говорится. А, поскольку правил создания таких условий, как и их видов подобных условий в нормах правах не установлено, то скорее всего речь идет о выборочном подходе при определении тех частных инвесторов, который будут участвовать в реализации этой Программы.

Подобные положения содержат почти все федеральные программы, принятые Правительством Российской Федерации в последние годы.

В числе недостатков, препятствующих развитию ПЧП в регионах, можно назвать следующие:

  • Проектная деятельность, как правило, инициируется в форме заявок на бюджетное финансирование. Заявки являются результатом текущей деятельности органов государственного и муниципального управления (ОГМУ) по реализации отдельных элементов инфраструктуры, а не продуктом стратегического планирования территориального или городского развития;
  • Предлагаемые проекты не соответствуют требованиям проектного финансирования, ОГМУ не участвуют в разделении рисков проектов, а предпочитают различные формы со-финансирования;
  • Нормативно-правовые акты ОГМУ слабо задействованы в обеспечении рисков проектной деятельности, в большей степени относятся к различным формам стимулирования активности частного бизнеса, чем к развитию публичной инфраструктуры и услуг на принципах ПЧП;
  • Кадры государственного и муниципального управления, ответственные за проектную деятельность, часто меняются, имеют низкую квалификацию и ограниченные компетенции

Практика реализации проектов Практика реализации проектов ГЧП в РФ Практика реализации проектов ПЧП в Российской Федерации механизм государственно-частного партнерства партнерство государства с бизнес-сообществом частно-государственные формы финансирования ФЦП "Юг России" недостатки препятствующие развитию ГЧП в регионах

Просмотров: 428

ПАРТНЕРЫ

Контакты

Вы можете связаться с нами при помощи телефона, Email, или через форму связи сайта.
Адрес г. Москва ул.Малахитовая 27
Телефон +7 495 662 96 80
Email info@regper.ru
ФОРМА СВЯЗИ
ПЕРЕЙТИ

МЫ В СОЦСЕТЯХ