Анализ и управление правовыми рисками

Анализ рисков – оценка чувствительности проекта к отклонениям прогнозных данных, изучение различных сценариев его осуществления и анализ возможных убытков инвестора и кредитора.

Главным содержанием и отличием контрактов ГЧП, является равновесие позиций сторон в обязательствах,рисках и выгодах.

Частный инвестор не будет участвовать в проекте, если перед принятием решения не взвесит тщательно все свои выгоды, обязательства и риски, не просчитает возможные изменения в законодательстве, администрации, политике и экономике, включая изменения в тарифах, ставках по кредитам, инфляции и прочая и прочая и прочая.

Точно так же администрация, инициировавшая проект и собирающаяся стать стороной в этом контракте, должна провести всестороннее обследование условий подготовки и осуществления проекта с максимально возможным охватом всех потенциальных выгод и угроз. При этом особое внимание должно быть уделено изучению частных партнеров - еще на стадии подготовки конкурсных предложений, в виде критериев и требований к потенциальному участнику проекта, в процессе отбора победителей конкурса, заключающегося в изучении документации и внешней информации, вплоть до выезда на уже реализованные конкурсантами объекты с целью оценки качества их исполнения и эффективности функционирования.

Критическим является также отношение третьей стороны – , выводы которого о приемлемости параметров проекта для выдачи кредита – решают судьбу проекта в целом. Если проект не отвечает требованиям банка в отношении его критериев оценки рисков – проект не может быть реализован.

Особенностью проектов ПЧП является также обычно большая протяженность во времени сроков действия контрактов, в течение которых стороны также должны предусматривать взаимные обязательства по реагированию на проблемы, могущие
возникнуть в будущем, и механизмы разрешения возможных конфликтов.

Таким образом, составными элементами системы управления рисками проекта являются:

  1. Хорошо разработанное законодательство (наличие специального закона об участии органов власти в проектах ГЧП) и система подзаконных актов, регулирующих партнерство;
  2. Наличие специальной организационной структуры в органе власти, компетентной и ответственной за разработку и реализацию проектов ГЧП;
  3. Тщательный инвестиционный анализ, проводимый привлеченными консультационными компаниями по заказу и под контролем органа власти;
  4. Проведенные по всем правилам и в соответствии с законодательством конкурсы по выбору инвестора и оператора проекта ГЧП;
  5. Сбалансированный контракт, учитывающий интересы сторон, оформленный надлежащим образом и с учетом возможности внесения согласований на последующих стадиях жизни проекта;
  6. Квалифицированное управление процессом реализации на стадиях строительства и эксплуатации объектов,
  7. Аккуратное проведение всех расчетных операций между всеми сторонами, в том числе с кредиторами проекта.

В контрактах ПЧП важнейшими составляющими, выходящими на первый план, являются такие нематериальные активы, как репутация и имидж. В данном случае это деловая репутация частного инвестора и инвестиционный имидж территории, представляемый ее администрацией, или – органами публичной власти. Там, где администрация проявляет высокую компетентность в использовании механизмов ГЧП и активно расширяет возможности реализации инвестиционных проектов, там и создаются условия для экономии бюджетных затрат с одновременным расширением потока налоговых поступлений в бюджет. 

С другой стороны, компании, зарекомендовавшие себя в качестве квалифицированного и надежного партнера по долговременным контрактам, обладают ощутимыми преимуществами в борьбе за инвестиционные
заказы органов публичной власти.

Легитимность формирования и исполнения контракта ГЧП является основой его действенности и привлекательности. Соответственно, легитимность должна быть обеспечена достаточно развитой нормативно-правовой базой контрактов
ГЧП, о которой идет речь в одной из лекций нашего курса.



Классификация рисков в проектах Публично-частного партнерства

Прединвестиционный этап (этап принятия решения о возможности реализации проекта):

  • Риск запоздания в принятии инвестиционных решений (риск неверной
  • оценки предпосылок)
  • Риск разработки некачественной стратегии
  • Риск выбора неверных инвестиционных решений
  • Риск выбора неквалифицированного консультанта
  • Отраслевой риск
  • Риск законодательных ограничений

Этап реализации инвестиционных проектов:

  • Риск некачественной подготовки конкурсных документов
  • Риск нарушения конкурсных правил (коррупционные риски)
  • Риск выбора неквалифицированного инвестора
  • Риск ошибок в проектировании
  • Риск неудач в привлечении финансирования
  • Страновой и политические риски
  • Риск законодательных ограничений
  • Отраслевой риск

Этап строительства:

  • Риск превышения сметной стоимости проекта
  • Риск задержки сдачи объекта
  • Риск низкого качества работ
  • Риск возникновения проблем с поставщиками
  • Экологические риски
  • Страновой и политический риски
  • Отраслевой риск

Этап эксплуатации:

  • Производственные риски (технологические, управленческие, транспортные)
  • Коммерческие риски (недостаток спроса, превышение текущих затрат
  • конкуренция)
  • Отраслевой риск
  • Репутационный риск
  • Макроэкономические риски
  • Риск изменения тарифов на услуги
  • Риск невозможности рефинансирование

Финансовые риски:

  • Риски недофинансирования
  • Риски изменения процентных ставок
  • Валютные риски
  • Риски роста штрафов и других финансовых претензий

Хорошая подготовка включает в себя доскональное знание предмета и выработку адекватных мер парирования вызовов.


Удобным инструментом на стадии подготовки контракта ГЧП является составление матрицы распределения рисков между будущими участниками проекта. Орган публичной власти, как инициатор проекта, должен предложить для обсуждения первоначальный вариант распределения рисков, в котором определены основные риски и предложения по их распределению. Окончательное распределение основных рисков проекта ГЧП осуществляется в результате переговоров. Достигнутые результаты фиксируются в контрактных документах и являются основой для урегулирования споров в случае их появления.

Наименование риска         Публичный партнер      Распределяемые риски     Частный партнер

1

Определение потребности в
количестве объектов недвижимости

                       V
2Организация и проведение конкурсов                       V
3Изменение законодательства                       V
4Достаточность бюджетных средств
для выплаты арендных платежей
                       V
5Предоставление государственных/
муниципальных гарантий
                       V
6Обстоятельства непреодолимой силы                        V
7Оформление прав на объекты
после выплаты
                        V
8Разрешения, лицензии, согласования,
необходимые для реализации проекта
                        V
9Привлечение финансирования                        V
10Риски строительства объектов 
                   V
11Утрата/повреждение объекта                   V
12  Эксплуатация объектов                   V

анализ управление рисками Анализ рисков равновесие позиций сторон в обязательствах составными элементами системы управления рискам Тщательный инвестиционный анализ Классификация рисков Классификация рисков в проектах Публично-частного партнерства Риск запоздания в принятии инвестиционных решений Риск разработки некачественной стратегии Риск выбора неверных инвестиционных решений Риск выбора неквалифицированного консультанта Отраслевой риск Риск законодательных ограничений Риск некачественной подготовки конкурсных документов Риск нарушения конкурсных правил Риск выбора неквалифицированного инвестора матрица распределения рисков

Просмотров: 733

ПАРТНЕРЫ

Контакты

Вы можете связаться с нами при помощи телефона, Email, или через форму связи сайта.
Адрес г. Москва ул.Малахитовая 27
Телефон +7 495 662 96 80
Email info@regper.ru
ФОРМА СВЯЗИ
ПЕРЕЙТИ

МЫ В СОЦСЕТЯХ