Анализ и управление финансовыми рисками

Анализ рисков – оценка чувствительности проекта к отклонениям прогнозных данных, изучение различных сценариев его осуществления и анализ возможных убытков инвестора и кредитора.

Главным содержанием и отличием контрактов ГЧП, является равновесие позиций сторон в обязательствах,рисках и выгодах.

Частный инвестор не будет участвовать в проекте, если перед принятием решения не взвесит тщательно все свои выгоды, обязательства и риски, не просчитает возможные изменения в законодательстве, администрации, политике и экономике, включая изменения в тарифах, ставках по кредитам, инфляции и прочая и прочая и прочая. 

Виды финансовых рисков:

  • Риски недофинансирования
  • Риски изменения процентных ставок
  • Валютные риски
  • Риски роста штрафов и других финансовых претензий 

Смягчение рыночных рисков составляет существенную часть интереса частного партнера в контракте ПЧП. Его интересует - каково страхование достаточности спроса, удовлетворительны ли формулы расчета тарифов и их урегулирования и окажутся ли кредитоспособны покупатели?
Покрытие рисков может быть достигнуто за счет гарантий платежа со стороны публичной власти, а в случае нестабильности рынка - гарантий компенсации рыночных рисков.

При досрочном завершении контракта ГЧП и выкупе объекта, в случае дефолта публичного сектора обычно предусматривается, что орган власти обязан выкупить права частного инвестора по цене, которая должна покрывать
оставшуюся задолженность и ROE, то есть нормальный доход на вложенный капитал.

В свою очередь, при дефолте частного партнера публичный сектор имеет право на досрочное расторжение, имеет право на выкуп проектной компании по цене, покрывающей остаточный долг перед ним.

Может быть применен и такой инструмент, как перенос срок завершения контракта, с тем, чтобы инвесторы получили компенсацию за счет увеличения срока эксплуатации и получения соответствующей выручки.

Действенным инструментом воздействия на обязательность исполнения пунктов контракта являются штрафы. Например, каждый день задержки по отношению к согласованному графику выполнения работ может караться штрафами перед заказчиком (концедентом). Для усиления мер может быть применена прогрессивная шкала: например, при задержке до 30 дней по 500 тыс.руб.. от 30 до 60 дней по 1 млн.руб. и по 3 млн.руб. за каждый последующий день. Со своей стороны, финансовые партнеры – банки, кредитующие проект могут также вносить в договора штрафы за каждый день переноса сроков относительно согласованного и подписанного графика. Будучи заинтересованы в эффективности размещения своих средств они первыми уведомят заемщика о неисполнении обязательств.


Во взаимоотношениях с финансовыми партнерами по проекту есть риски внезапной отмены планов кредиторов. Это тоже грозит срывами сроков. Поэтому важно вести параллельные переговоры с другими кредиторами до тех пор, пока деньги не будут получены. Кредиторы тоже стараются застраховать свои риски, например, путем приема в залог долей акционеров в СПК – с тем, чтобы получить право заменить бенефициаров компании в случае неисполнения обязательств. На каждый выданный рубль кредита акционеры обычно должны предоставить определенную сумму собственных средств. Кроме того, кредиторы часто требуют в качестве обеспечения предоставление проектных лицензий, страхование кредита, открытие доверительных счетов для контроля денежных потоков клиента. Все эти моменты могут вести к удорожанию ресурсов, используемых партнером, и в целом повышают риски.

Большинство неудач при реализации проектов ГЧП связано с отсутствием специальных договоренностей о распределении возможных рисков между сторонами и стремлением каждой из участвующих в проекте сторон переложить ответственность за риски друг на друга. Органы власти должны брать на себя определенную долю ответственности за возможные риски и способствовать их смягчению для частного сектора на основе взаимной поддержки. Чрезмерная степень готовности частного сектора принять на себя значительную долю рисков иногда ослабляет процесс реализации проектов ГЧП, прежде всего, со стороны кредиторов, от которых может поступить отказ в финансировании проектов ГЧП, если проект может быть сопряжен со слишком большим количеством рисков.

Кредиторы в этом случае часто требуют в качестве обеспечения ипотеку на проектные активы, предоставление проектных лицензий, контракта, концессии, залог акций проектной компании, ведение всех расчетов через доверительные и
задерживаемые счета с контролем доходов и т.д. что, в конечном счете, удорожает стоимость проектов и снижает оперативность маневрирования ресурсами. Для успешного старта проекта органы власти должны определить и перечислить все основные риски, типичные для проектов, связанных с услугами в сфере инфраструктуры.


Существуют разнообразные формы государственной поддержки проектов, направленные на смягчение возможных рисков для частного сектора. К примеру, гарантии защиты от непредвиденных и неконтролируемых частным партнером рисков. Однако предоставление таких гарантий должно осуществляться с осторожностью, не допуская того, что частный партнер начинает больше ориентироваться на выбивание дополнительных гарантий, ибо это может подорвать эффективность управления.

Например, защита от изменений валютного курса применяется во многих проектах ГЧП. В ряде случаев она помогает повлиять на решение частного партнера об участии в проекте, однако власти должны использовать этот инструмент при крайней необходимости, если имеются основания надеяться на хеджирующие механизмы. Например, если затраты на импортные комплектующие могут покрываться за счет увеличения притока доходов от туризма.

Законодательство должно предоставлять органам власти условия для эффективного управления и определять порядок прямых и условных обязательств, которые они могут взять на себя, например, гарантия продажи (off-take guarantee) – в которой государство гарантирует оплату товаров и услуг, предоставляемых компанией, реализующей проект, государственным организациям. Гарантии от экспроприации обеспечивают защиту от необоснованной конфискации без
достаточной компенсации. 

Защита от конкуренции. Государство может гарантировать, что ни одинконкурирующий проект по развитию инфраструктуры, например, не будетосуществлен в пределах определенного времени на конкретной территории и что ни одно государственное предприятие не будет конкурировать с управляющейкомпанией, работающей по проекту.

При нарушении его прав у инвестора тоже должны быть реальные возможности досрочного расторжения контракта на законном основании получении компенсации в соответствии с заключенным соглашением. Ключевые риски ГЧП связаны с тем, что государство не имеет полноценных механизмов ответственности по своим обязательствам. Смена администрации – обычное дело, однако для инвестора это может обернуться резкими изменениями в отношении проекта. Эффективным путем преодоления этого не равновесия может являться вовлечение в финансирование проектов ГЧП банков с государственным участием. 

В этом случае, включение в качестве кредитора государственного кредитного учреждения позволяет связать во времени обязательства органов власти и гарантировать тем самым исполнение контрактов, в своевременной и полной реализации которых становится заинтересована третья сторона – финансовый партнер проекта ГЧП. Такую роль играет, например, Государственная корпорация Внешэкономбанк при разработке и реализации крупнейших инфраструктурных проектов.


анализ финансирование

Просмотров: 690

ПАРТНЕРЫ

Контакты

Вы можете связаться с нами при помощи телефона, Email, или через форму связи сайта.
Адрес г. Москва ул.Малахитовая 27
Телефон +7 495 662 96 80
Email info@regper.ru
ФОРМА СВЯЗИ
ПЕРЕЙТИ

МЫ В СОЦСЕТЯХ