Анализ бюджетной, финансовой и экономической эффективности проекта

В том случае, когда финансирование проекта осуществляется с использованием бюджетных ассигнований, определяется бюджетная эффективность капитальных вложений для бюджетов различных уровней.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального и местного) бюджета.
Как правило, бюджетная эффективность инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций из соответствующего бюджета (федерального, регионального и местного) в инвестиционный проект и всей совокупности дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ, обусловленных реализацией проекта.
В качестве показателя бюджетной эффективности используется индекс бюджетной эффективности:
PIb = ∑BCFn/(1+i)n
∑In/(1+i)n

где BCFn – бюджетный денежный поток, генерируемый инвестиционным проектом в период времени t.
В свою очередь, бюджетный денежный поток включает в себя прямой налоговый поток, обусловленный непосредственной реализацией проекта, и косвенный налоговый поток от экономических агентов, не являющихся инвесторами или участниками инвестиционного проекта.


В целом по России государственные инвестиции составляют порядка 5% ВВП, что значительно ниже, чем в других развивающихся странах.

В связи с этим возникает необходимость реализации публичных инфраструктурных проектов, которые не реализуются в рамках рыночной модели экономики. 

Формы участия государства в реализации публичных инфраструктурных
проектов:

  • Бюджетное финансирование
  • Финансирование ПЧП

Бюджетные ограничители при дефиците и профиците бюджета:

  • –Доходы бюджета не сопоставимы с потребностями в финансировании развития общественной инфраструктуры.
  • –Способность бюджета осуществлять заимствования (предоставлять гарантии) для финансирования развития общественной инфраструктуры.
  • Способность бюджета обеспечивать целевое финансирование развития общественной инфраструктуры, обеспечивающей экономический рост, ограничена принципами формирования и исполнения бюджета.

Чисто бюджетные ассигнования консервируют отсталую структуру использования ресурсов: –Эффективность бюджетного финансирования капитальных вложений ограничена, т.к. подрядные контракты используют затратный подход, а примитивная процедура закупок ориентирована на простые товары и услуги и не поддерживает конкуренцию предложений по эффективности (полной стоимости строительства и эксплуатации объекта в течение его жизненного цикла с учетом роста качества услуг).

Необходимость превратить бюджетные ресурсы в инвестиционные ресурсы:

  • Переход от целевого бюджетного финансирования к проектному финансированию за счет внебюджетных источников. «Дополняющая» функция использования бюджетных ассигнований.
  • –Переход от административного контроля расходования бюджетных средств к банковскому контролю эффективности использования инвестиций.

Проект ГЧП. Финансирование общей стоимости проекта (капитальные затраты) за счет государственной поддержки (до 30%) и привлечения средств инвестора. Средства инвестора могут быть либо за счет собственных средств (собственный капитал – до 20%), либо привлечение заемных средств (primary debt – порядка 80%).

Стоимость привлечения собственного капитала составляет 15-18%, стоимость финансирования – 10-14%.

При реализации схемы генподряда реальная стоимость денег составляет 1-2% (без учета инфляции).
Реализация проекта по схеме ГЧП за рубежом обходится в среднем на 1% в год дороже, чем по схеме генподряда. 

В то же время для России ценовое преимущество схемы генподряда составляет порядка 6%.

При сопоставлении со схемой, основанной на муниципальном заказе без привлечения заемных средств, проект ПЧП является более дорогим за счет дополнительных расходов на обслуживание долга и в связи с необходимостью обеспечить норму рентабельности на собственный капитал инвестора. Тем не менее, проект ГЧП позволяет частично компенсировать сверхиздержки бюджета за счет возрастающих налоговых поступлений, в частности, по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и социальным выплатам.

С другой стороны, строительство и эксплуатация объектов капиталовложений на основе Соглашения о ГЧП имеет целый ряд весомых преимуществ:

  1. Привлечение внебюджетного финансирования позволит в течение первых лет осуществить строительство запланированных объектов. Таким образом, удастся решить задачу проекта – создание объекта публичной инфраструктуры. Это сразу будет позитивно воспринято населением и повысит репутацию властей.
  2. Эффективное распределение рисков должно минимизировать возможные негативные последствия, такие как завышение стоимости строительства по вине подрядчика, несоответствие качественных характеристик объекта требованиям соглашения, преждевременный износ объекта при его надлежащей эксплуатации. Условия соглашения дают возможность государственным органа власти осуществлять эффективный контроль за расходованием бюджетных средств в рамках проекта.
  3. Планируется снижение уровня капитальных затрат и эксплуатационных издержек: в первом случае за счет стандартизации проектных решений, во втором – за счет применения энергоэффективных технологий и автоматизации.

Проект, реализуемый через механизм ПЧП, должен занимать важное место в планах государства в сфере предоставления инфраструктурных услуг, например, в рамках государственного плана по оптимизации расходов, а также должен поддерживаться устойчивым спросом. Как правило, государство исполняет функцию общего планирования, в рамках исполнения которой проводится предварительный отбор стратегических инфраструктурных проектов. Затем проекты должны быть разделены по категориям в зависимости от того, кем они должны реализовываться: частным или публичным сектором. В дальнейшем по ним готовится предварительное технико-экономическое обоснование для оценки основных характеристик, таких как расположение, проектная концепция и возможные формы и реализации, прибыль и финансирование. 

Дальнейшее решение по проекту будет сформировано с учетом стратегической важности проекта, возможно, с использованием оценки прогнозируемой финансовой внутренней нормы прибыли (financial IRR - FIRR), экономической внутренней нормы прибыли (economic IRR - EIRR), экологического и социального воздействия проекта.

После принятия положительного решения о реализации инфраструктурного проекта через механизм ГЧП назначается руководитель проекта и формируется проектная команда. В дальнейшем, в процессе прохождения этапов подготовки проекта и по мере усложнения проекта возникает необходимость в расширении проектной команды и привлечении квалифицированных специалистов и консультантов.


.

анализ экономика

Просмотров: 869

ПАРТНЕРЫ

Контакты

Вы можете связаться с нами при помощи телефона, Email, или через форму связи сайта.
Адрес г. Москва ул.Малахитовая 27
Телефон +7 495 662 96 80
Email info@regper.ru
ФОРМА СВЯЗИ
ПЕРЕЙТИ

МЫ В СОЦСЕТЯХ